Как разделить земельный участок?

Иногда земля находится в собственности сразу нескольких владельцев, например, если участок получен в наследство несколькими наследниками. Закон предусматривает возможность деления имущества между его собственниками. Как разделить земельный участок, — смотрите пошаговую инструкцию по решению этой проблемы.

Шаг 1. Договоритесь о разделе

Если у земельного участка несколько собственников, все они должны прийти к соглашению по поводу раздела земли. Такое соглашение оформляется в письменной форме.

Но нужно иметь в виду, что законом установлены некоторые ограничения для заключения подобных соглашений. Главное заключается в том, что после произведенного раздела размеры образованных участков должны вписываться в установленные нормативы.

Градостроительные правила субъектов Федерации определяют минимальные размеры земельны наделов. Поэтому сначала нужно определить, есть ли возможность осуществить такой раздел.

Шаг 2. Найдите кадастрового инженера

Перед оформлением раздела земельного участка нужно провести определенную подготовку, в частности, осуществить кадастровые работы. Такие работы уполномочен проводить специалист — кадастровый инженер.

Договорные взаимоотношения с ним должны иметь форму письменного договора. Однако перед оформлением такового следует выяснить, имеет ли выбранный специалист соответствующую лицензию или разрешение на работы.

Кадастровые инженеры, имеющие право проводить кадастровые работы, объединены в саморегулируемые организации, членство в которой оформляется документально. Поэтому и нужно проверить соответствующую документацию.

Шаг 3. Заключите договор на кадастровые работы

Наличие письменного договора обязательно. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  • ФИО участников, их адреса
  • дату и места заключения договора
  • указание на то, что кадастровый инженер является членом СРО
  • перечень работ
  • срок проведения работ
  • размер вознаграждения.

Договор подписывается кадастровым инженером с одной стороны и заказчиками — с другой. Заверять договор нотариально не нужно.

Шаг 4. Получите межевой план

Итогом производства кадастровых работ является межевой план. Это совокупность технической документации, на основании которой Росреестр официально зафиксирует образование новых земельных участков и права собственности на них.

Межевой план может быть получен, как в виде бумажных документов, выдаваемых на руки заказчикам, так и в электронной форме. В Росреестре имеется специальное хранилище, куда кадастровый инженер может самостоятельно поместить подготовленный документ.

Шаг 5. Заключите соглашение между владельцами

Межевого плана недостаточно. Воля граждан на разделение земельного участка должна быть зафиксирована в письменном виде. Следовательно, необходим отдельный письменный документ — соглашение.

В тексте требуется отразить следующие данные:

  • ФИО участников, их паспортные данные и адреса
  • дату и место составления соглашения
  • данные о земельном участке (размер, адрес, цель использования)
  • вариант раздела земли.

Как и договор с кадастровым инженером, это соглашение допускается составить в обычной письменной форме. Главное, чтобы под текстом были поставлены подписи всех участников.

Шаг 6. Обратитесь в местную администрацию

В результате раздела появляются новые объекты недвижимости. Им должны быть присвоены соответствующие адреса. Уполномоченным органом для для осуществления данных действий является местная администрация.

Заявление в администрацию должно исходить от участников раздела земли. Действующими правилами установлен срок, в течение которого местные власти должны присвоить адреса и внести измененные данные в адресную базу.

Шаг 7. Внесите плату за государственные услуги

Кадастровый учет и регистрация требуют оплаты государственной пошлины. Деньги нужно внести до того момента, как в Росреестр будет поданно соответствующее заявление.

Размер платежа составляет 350 рублей, если в разделе задействована земля для ведения подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного (гаражного) строительства.

Квитанцию об оплате не обязательно нести в Росреестр. Все подобные платежи тут же отображаются в Государственном реестре, и сотрудник регистрационного органа имеет возможность посмотреть, прошла ли оплата. Но, на всяких случай, квитанцию лучше взять с собой.

Шаг 8. Обратитесь в Росреестр

В отношении новых земельных участков согласно закону должны быть осуществлены следующие мероприятия:

  1. постановка на кадастровый учет с присвоением номера
  2. регистрация права собственности за конкретным лицом.

Каждый владелец нового участка должен обратиться в Росреестр с письменным заявлением, к котому следует приобщить:

  • соглашение между землевладельцами
  • документы на исходный земельный участок
  • межевой план
  • постановление администрации о присвоении адресов.

Межевой план прилагается только в том случае, если кадастровый инженер не помещал его в электронное хранилище. Если он был туда помещен, то в заявлении достаточно указать лишь его номер. Сотрудники Росреестра в этом случае самостоятельно ознакомятся с межевым планом.

Шаг 9. Получите подтверждающие документы

Учет и регистрация должны быть проведены в срок, обычно не превышающий пары недель. По окончании процедуры можно получить в Росреестре выписку из Единого государственного реестра объектов недвижимости. Этот документ и будет подтверждать ваши права на земельный участок, который образовался в результате раздела.