Как сдать в аренду ипотечное жилье?

Если такое жилье не является единственным для гражданина и его семьи, то имеет смысл рассмотреть варианты извлечения дохода, тем более, что ипотека требует ежемесячных денежных вливаний. Как сдать внаем ипотечное жилье? Допускается ли такая возможность законодательством?

Следует заметить, что не сведущие в юриспруденции граждане не видят разницы между арендой и наймом жилого помещения. Здесь действует такое правило: если жилье передается гражданину, заключается договор найма, а если организации — аренды. Но даже если граждане в названии напишут слово «аренда», то соглашение все равно будет иметь юридическую силу.

Бытует заблуждение, что пока ипотека не выплачена, то владельцем жилья считается банк, следовательно, передать жилье во временное пользование другим гражданам невозможно. Этот тезис неверен, ибо с момента заключения и регистрации перехода права собственности покупатель становится полновластным владельцем. Но все же определенные ограничения имеются.

Шаг №1. Получите согласие банка

Хотя банк не имеет никаких прав на квартиру, официально он является залогодержателем, следовательно, не будет лишним поставить его об этом в известность. Но это требование следует выполнить только в том случае, если это прямо предусмотрено договором между заемщиком и банком. Обращение в банк следует оформить в письменной форме и дождать ответа.

Шаг №2. Подготовьте документы

Наиболее вероятно, что наниматель квартира пожелает ознакомиться со всеми документами, которые подтверждают право владельца на искомую квартиру. Соответственно, понадобится выписка из реестра недвижимости.

Также обычно при заключении такого рода сделок необходимы:

  • гражданские паспорта обоих участников
  • доверенность, если у кого-либо имеется свой представитель, и его паспорт
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам (ее получают в домоуправлении).

Шаг №3. Договоритесь обо всех условиях

Считается, что стороны заключили договор, если они согласовали все существенные условия. Для аренды (найма) таковыми условиями будут:

  • предмет (параметры квартиры, которая сдается в аренду)
  • срок аренды
  • права и обязанности сторон
  • перечень лиц, вселяющихся в жилое помещение.

Желательно дополнительно согласовать между сторонами такие вопросы:

  • внесение обеспечительного платежа
  • обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг
  • перечень имущества, оставляемого в квартире.

Аренда жилья оформляется на срок не более 5 лет. Если вдруг стороны забыли его указать в тексте, он считается заключенным именно на эти 5 лет.

Шаг №4. Подпишите договор

Естественно, документ должен быть подготовлен в письменном виде. Участники сделки должны его подписать, что будет свидетельствовать о принятии ими всех ранее оговоренных условий. При желании дополнительно можно составить передаточный акт, который подтверждает передачу квартиры во временное пользование квартирантам. В этом же акте следует отразить техническое состояние помещения, оснащенность санитарно-бытовым оборудованием и мебелью.
Дополнительно удостоверять его в нотариальном порядке законом не предусмотрено.

Шаг №5. Обратитесь в Росреестр

Этот дополнительный шаг нужен только тогда, если договор заключен более, чем на один год. Закон требует, чтобы ограничение (обременение) права собственности наймодателя было подвергнуто государственной регистрации. Такое требование зафиксирована в статье 674 ГК РФ. В этом случае в Росреестр или МФЦ должны обратиться обе стороны с заявлением, к которому следует приложить экземпляр документа об аренде (найме). Но чтобы избежать дополнительной процедура, достаточно указать срок, меньший 1 года.