Нотариальное соглашение об уплате алиментов: плюсы и минусы

нотариальное соглашение об уплате алиментов плюсы и минусы

Родителя обязаны урегулировать между собой проблему, связанную с денежным содержанием ребенка. Нотариальное соглашение об уплате алиментов: плюсы и минусы, — тема данной публикации.

Соглашение об уплате алиментов заключается, если между родителями ребенка нет никаких споров по вопросу выплат на содержание ребенка.

В суд идти нет  необходимости, можно просто заключить нотариальный договор. Нотариальное оформление в данном случае является обязательным, именно такая форма соглашения определена законом.

Соглашение об уплате алиментов: плюсы

1.Возможность решить дело без суда

Не нужно готовить документы, исковое заявление, нести все это в суд, потом являться в судебное заседание. Не нужно ждать, пока решение суда вступит в законную силу.

3. Простота оформления

Не нужно заказывать изготовление документа у юристов или адвокатов. Все, что требуется от родителей, — записаться на прием к нотариусу. Как правило, нотариус сам подготовит документ, распечатает его и удостоверит, как этого требует закон. На всю эту процедуру уйдет немного времени.

2. Нет необходимости общаться с приставами

Конечно, в том случае, если стороны соглашения, а точнее, плательщик, добровольно исполняет свои денежные обязательства. Приставы подключаются только тогда, когда выплаты алиментов на ребенка прекращаются.

Соглашение об уплате алиментов: минусы

У нотариального алиментного соглашения есть только один минус, и он очевиден. Нотариус не оказывает никаких бесплатных услуг, следовательно, за такую работу придется заплатить.

Дальше рассмотрим порядок оформления письменного договора, а также те случаи, когда одна  из сторон, а именно должник, вдруг перестает исполнять свои финансовые обязанности по содержанию собственного ребенка.

Составление проекта соглашения

Тут важно иметь ввиду следующее. Часто нотариусы удостоверяют только подготовленные ими соглашения, и в удостоверении документа, который вы принесли с собой может быть отказано.

Вряд ли можно говорить о законности такого отказа, но факт остается фактом. Поэтому прежде чем обращаться к конкретном нотариусу, узнайте, удостоверит ли он уже готовое соглашение об уплате алиментов.

Если соглашение вам оформляет нотариус, то помимо уплаты государственной пошлины вам придется заплатить нотариусу и за техническую работу (составление соглашения). Самый главный вопрос, который надлежит обговорить родителям ребенка – это размер алиментов по соглашению сторон.

Основные условия соглашения

Как и любой договор, соглашение состоит из ряда условий. Перед визитом к нотариусу родители ребенка должны в обязательном порядке согласовать между собой эти условия, чтобы не пришлось спорить в присутствии специалиста. Обязательными условиями являются:

• ежемесячный размер алиментных выплат,
  • дата перечисления денежных средств
  • способ уплаты. Деньги можно вносить наличными или же в безналичной форме. Все это прописывается в соглашении.

Размер ежемесячной выплаты

Нотариальное соглашение об уплате алиментов предполагает обязательное указание их размера. Сумма может быть любой. Однако она не должна быть меньше установленной законом. Такое правило содержится в статье 103 Семейного кодекса РФ. Как известно на одного ребенка нужно платить не менее ¼ , на двоих – не менее 1/3, на троих детей – не менее ½ от заработка плательщика алиментов.

Алименты по соглашению сторон могут быть установлены как в долевом отношении к заработку, так и в твердой сумме. Последний вариант применяется, если нет никакой возможности определить размер из получаемого дохода. К примеру, если плательщик не имеет стабильной зарплаты.

При оформлении соглашения об уплате алиментов нотариус может потребовать справку о доходах плательщика алиментов. Она нужна для того, чтобы нотариус убедился, что согласованная сумма не является меньшей, чем предусматривает закон.

Срок действия соглашения

Нотариальное соглашение об уплате алиментов заключается, как правило, на срок до достижения ребенком 18 лет. Именно до этого возраста родитель обязан уплачивать алименты. Прекращение выплаты возможно только, если наступили условия, предусмотренные законом. Все они перечислены в статье 120 СК РФ:

Порядок исполнения

Плательщик алиментов не имеет право просто взять и отказаться от уплаты. Если же это происходит, то к делу следует подключить судебного пристава. Нотариальное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

Если алименты  соглашению сторон перестают выплачиваться, то получатель алиментов имеет право предъявить исполнительный лист в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Обращаться в суд в этом случае не нужно.

Следует сходить в подразделение службы приставов того района, где живет должник. Достаточно написать заявление о возбуждении исполнительного производства. Пристав обязан сделать это в течение 3 дней. Так предписывает закон.

Должнику направят соответствующее постановление. Также пристав обратится по месту работы плательщика алиментов с требованием удерживать деньги с его заработка.

Важно! Закон позволяет взыскателю непосредственно обратиться с заявлением туда, где работает должник, минуя службу судебных приставов.

Если к тому времени накопился долг, то судебный пристав может применить и иные меры.  Возможен арест имущества, запрет на выезд за рубеж, а также ограничения по вождению автотранспорта. Пристав вправе сделать это по своей инициативе. Но и закон не запрещает  взыскателю подать заявление с просьбой применить меры воздействия к недобросовестному родителю.

Индексация алиментов

Если выплаты на ребенка обозначены в твердой сумме, то они подлежат  регулярному увеличению. Это процесс называется индексацией. Обычно это условие прописывается в тексте документа. Если же нет, то следует руководствоваться статьей 117 СК РФ:

Индексацию алиментов может осуществить пристав, если возбуждено дело, или же лицо (организация), куда направлен исполнительный документ.

Величина прожиточного минимума на ребенка не является постоянной. Она меняется в зависимости от того, как растут цены на товары и услуги в конкретном российском регионе.

Но есть и общероссийский показатель. Он устанавливается по всей стране и регулярно фиксируется соответствующим постановлением Правительства.

Внесение изменений

Внесение каких либо изменений в нотариальное соглашение об уплате алиментов возможно только по соглашению сторон, либо на основании судебного решения.

Естественно, что если само соглашение облечено в нотариальную форму, то и изменения тоже должны приниматься только с участием нотариуса. Этот вариант возможен, если оба родителя договорились между собой изменить какие-нибудь условия.

Но чаще всего случается, что кто-то из них обязательно против. При таком развитии событий остается только один вариант — судебный. В суд идет тот, кто настаивает на изменении основных положений нотариального соглашения

Пример

Сразу после развода уже бывшие супруги сходили к нотариусу и оформили соглашение об уплате алиментов. Отец ребенка к тому времени прилично зарабатывал, поэтому сумма ежемесячного содержания была внушительной — 25000 рублей в месяц. Деньги выплачивались аккуратно в течение 3 лет. А потом произошел несчастный случай — отец ребенка попал в аварию.

Частично он лишился трудоспособности. Трудиться на прежней работе он уже не мог, поэтому нашел другую, с гораздо меньшей оплатой. Он пытался с бывшей женой решить вопрос об уменьшении выплат, но не получилось. У него не оставалось иного выхода, как обратиться в суд. Для суда позиция заявителя оказалась приемлемой, поэтому размер алиментов был уменьшен.

Как видим из примера, инициатором изменения размере алиментов был плательщик. Но с таким иском вправе обратиться и получатель денег. Конечно, если тому есть обстоятельства. В законе указано, что суд обязан учесть любой заслуживающий внимания интерес стороны в споре.

Сколько стоит оформить соглашение

Раз документ требует нотариального оформления, то и деньги придется платить нотариусу. Плата за совершение такого действия складывается из двух частей: основной тариф и собственно услуги нотариуса.

Это так называемая плата за техническую и правовую работу. Размер последних законом не регламентирован.

Нотариальный тариф составляет 250 рублей. А общая сумму, которую платят нотариусу родители, может составить примерно 8 000 рублей. Это в том случае, если нотариус сам готовит текст соглашения об уплате алиментов.

Вывод

Нотариальное соглашение об уплате алиментов имеет свои плюсы и минусы. Последних все же меньше, поэтому всегда есть смысл оформить такой документ.

You may also like...